Бетонирование монолитных опорных фундаментов для стационарного тоннеля с применением инвентарной металлической опалубки
I. Область применения Пяты многошарнирных арок верхнего и обратного сводов станции из сборных железобетонных блоков опираются на массивные монолитные бетонные опоры. Эти же опоры воспринимают усилия распора от разжатия блоков в арках. Опорные фундаменты сооружаются в боковых ранее пройденных тоннелях диаметром 5,5 м. Фундаменты образуют путевые стены станции и имеют ниши для размещения в них батарей кабельных труб (рис. 3). Конструкция жесткой передвижной металлической опалубки изготовляется применительно к общему проекту строящейся станции. Для бетонирования фундамента применяется бетон марки 300. Бетонирование фундамента производится заходками по 6 м. Перед укладкой бетона в очередную заходку в местах опоры пят арок верхнего и обратного сводов устанавливают металлические плиты и несколько арматурных сеток под ними. В этих местах для ликвидации пустот закладываются трубки для нагнетания цементного раствора. Выстойка бетона предусмотрена в течение суток, после чего опалубка переносится на следующую заходку. Бетонирование фундамента в боковом тоннеле начинается после проходки тоннеля на всю длину и выполняется в обратном направлении. После разборки опалубки к закладным деталям привариваются консоли из двутавровых балок № 36, по которым укладывается в дальнейшем путь для блокоукладочной фермы, при помощи которой монтируются арки верхнего свода, по этим же путям перемещается кран-балка для монтажа блоков обратного свода станции. 
Рис. 3. Сечение опорного фундамента односводчатой станции глубокого заложения: 1 - обделка тоннеля; 2 - тело фундамента; 3 - арматурные сетки; 4 - опорный металлический лист Металлическая опалубка устанавливается под маркшейдерским контролем. Для спуска бетона с поверхности пробуривается скважина диаметром 400 мм и оборудуется приемный бункер для бетона. Под скважиной в тоннеле оборудуются обустройства и устанавливается пневмобетоноукладчик типа ПН-0,5 для подачи бетонной массы в подготовленный отсек фундамента. Для производства работ применяются лебедка грузоподъемностью 0,5 т, таль ручная, набор ключей и другой инструмент.
II. Указания по технологии производственного процесса В технологической карте заложена цикличная организация бетонирования опорных фундаментов станции заходками по 6 м. Карта охватывает следующие процессы: - перестановку передвижной металлической опалубки для возведения бесшовных бетонных фундаментов;
- установку закладных деталей, арматурных сеток, металлических опорных листов, двутавровых балок;
- приемку бетона с самосвала и спуск в тоннель по скважине;
- приемку бетона внизу скважины;
- укладку бетона в фундамент при помощи пневмобетоноукладчика;
- извлечение одиночных железобетонных блоков из обделки опорного тоннеля.
Цикл работ рассчитан на 6 рабочих смен при двухсменной работе в сутки. До начала работ должна быть пробурена скважина для подачи бетона с обсадной трубой диаметром 400 мм и обустроен спускной пункт у устья скважины и приемный пункт внизу, установлен пневмобетоноукладчик с прокладкой трубопроводов, проложена звуковая и световая сигнализация между двумя пунктами: у скважины с пневмобетоноукладчиком и у места бетонирования. Доставлен комплект металлической опалубки и все закладные детали. При бетонировании бесшовных бетонных фундаментов должны соблюдаться правила укладки бетонной смеси в массивы согласно СНиП III-44-77 §5.14. Особое внимание надо обращать на качественное уплотнение бетона с учетом требований карты операционного контроля качества. Все работы по возведению опорных фундаментов односводчатой станции следует вести в строгом соответствии с требованиями следующей технической документации: Правилами техники безопасности и производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей (М., Оргтрансстрой, 1975), СНиПом III-А.11-70 и сборником изменений и дополнений главы СНиПа III-А.11-70 "Техника безопасности в строительстве" (М., 1974) и типовыми инструкциями по охране труда: для бетонщиков (М., Оргтрансстрой, 1976), для электрослесаря на проходке при сооружении метрополитенов (М., Оргтрансстрой, 1973). Операционный контроль качества работ осуществляет начальник смены в соответствии с требованиями СНиП III-44-77 и КОКК настоящей технологической карты (раздел VIII).
Техника безопасности Передвижная опалубка, тележки для монтажа, демонтажа и перестановки опалубки должны быть изготовлены по проекту, иметь паспорт предприятия-изготовителя и приниматься в эксплуатацию комиссией с участием главного инженера и главного механика строительства, начальника участка и представителя ГТИ. Рабочий настил лесов для монтажа арматуры бетонирования должен иметь ширину не менее 1 м и надежное ограждение. Перед началом укладки бетонной смеси представитель технического надзора обязан проверить надежность крепления опалубки, поддерживающих лесов, рабочих подмостей и настилов. Каждый элемент сборной опалубки разрешается устанавливать лишь после надежного закрепления ранее установленного элемента. Опалубку можно разбирать только с разрешения начальника смены или участка. При подаче бетонной смеси бетононасосом или пневмобетоноукладчиком необходимо тщательно следить за надежным креплением бетоновода на всем его протяжении и за плотным соединением между собой отдельных его звеньев. У выходного отверстия бетоновода должен быть установлен козырек-отражатель. При продувке бетоновода сжатым воздухом опасное место должно быть ограждено, а рабочие должны быть удалены от выходного отверстия бетоновода на расстояние не менее 100 м. При подаче бетонной смеси бетононасосом, пневмобетоноукладчиком или при применении шприц-бетон-машины необходимо до начала работы испытать всю систему бетоновода гидравлическим способом под давлением в 1,5 раза превышающим рабочее. При подаче бетонной смеси бетононасосом, пневмобетоноукладчиком или при применении шприц-бетон-машины необходимо обеспечить место ведения работ двухсторонней световой и звуковой сигнализацией. Для устранения неисправностей оборудования и ликвидации пробок в шлангах и трубопроводах следует удалить из них сжатый воздух л выключить электрическую сеть.
III. Указания по организации труда Бетонирование опорных фундаментов ведется в две дневные смены суток по 7 час.12 мин с перерывом на обед на 48 мин. Работы выполняет бригада по подрядному договору, с включением в состав звеньев проходчиков, обученных профессии слесарь-монтажник. Состав звена: - Проходчик 5 разр.- 1 (П1)
- Проходчики 4 разр. - 4 (П2, П3, П4 и П5)
- Слесарь 4 разр. - 1 (C1).
Извлечение одиночных железобетонных блоков из обделки опорного тоннеля выполняет все звено в составе 6 чел. При демонтаже опалубки одной заходки, выполняемом под руководством звеньевого П1, рабочие отсоединяют основные распорные узлы и совместно со слесарем C1 по его команде перемещают их на новую заходку. Проходчики П4 и П5 заняты на очистке и смазке поверхностей опалубки, соприкасающихся с бетоном. Проходчики П2 и П3 доставляют закладные детали, арматурные сетки и опорные металлические плиты. .Установку закладных арматурных сеток, установку опорных металлических плит и закладных трубок для нагнетания осуществляют рабочие П1, П2, П3и C1. Они же устанавливают временные деревянные подмости. При бетонировании фундаментов проходчик П1 руководит укладкой бетонной смеси в фундамент, выполняемой совместно с проходчиками П2 и П3. Проходчик П3 и слесарь С1 принимают бетонную смесь внизу у скважины. Они загружают пневмобетоноукладчик и транспортируют по трубам смесь на место укладки. Проходчики П4 и П5 работают на поверхности у устья скважины, принимают бетон от поступающих автомашин и по скважине спускает по сигналу в шахту. Уплотнение бетонной массы осуществляется навесными и ручными вибраторами.
IV. График по сооружению 6 м бетонного опорного фундамента станционного тоннеля 
Примечание: В числителе указано число рабочих, в знаменателе - время выполнения операции в часах. Информация взята с сайта www.complexdoc.ru
|